Что из себя представляет услуга FIT-OUT, и каковы ее перспективы на российском рынке?
Что из себя представляет отделка FIT-OUT? Сколько существует форматов предоставления данной услуги, и чем они отличаются? Сколько лобби может иметь премиальный бизнес-центр в США? Дорогие читатели, перед тем как начать, мы еще раз хотим напомнить вам о других наших статьях, которые уже доступны в нашем телеграм-канале @wewall_ru. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе и ничего не пропустить.
К примеру, рекомендуем вам ознакомиться со статьей «Диджитализация в сфере управления коммерческой недвижимостью».
Что такое Fit-out?
Когда заказчику нужен не просто офис, а пространство, которое отражает его бизнес-процессы, статус, имидж, бренд-бук, он обращается к услуге FIT-OUT. Она включает в себя комплекс работ от проектирования до сдачи готового объекта под ключ с учетом специфики деятельности заказчика.
Существует три формата предоставления данной услуги:
- Design&build. Когда генподрядчик отвечает за весь цикл работ: проектирование, строительство, отделка, технический запуск, сдача готового объекта;
- Design-bid-build. Это когда за проектирование (включающее концепцию и дизайн) отвечают архитекторы, а генподрядчик занимается строительными и инженерными работами по готовому проекту;
- Construction management. В данном случае архитектор берет концепцию и дизайн проекта на себя. Проектное бюро готовит техническую документацию. Генподрядчик руководит строительством. А все технические вопросы курирует проджект-менеджер.
Впервые о FIT-OUT заговорили в столице в начале 2000-х годов. Когда стали появляться качественные объекты коммерческой недвижимости. Именно тогда крупные зарубежные компании, активно развивающие свой бизнес на российском рынке, первыми стали заказывать данную услугу. А уже впоследствии то же самое стали делать и крупные российские компании.
Ключевые игроки рынка FIT-OUT располагаются преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. За качество предоставляемых услуг их ценят не только в столицах, но и в регионах.
Развитие в России
До кризисного 2022 года услуга FIT-OUT находилась на пике своей востребованности. Рос как спрос, так и предложение. Появлялось все больше нишевых игроков рынка, которые активно конкурировали между собой по самым разным параметрам: от технологий и инноваций до отделочных материалов и цены. При этом аппетиты также росли и у заказчиков. Их требования становились все более избирательными – более экологичные материалы и сложные индивидуальные архитектурные решения.
Ковидные времена усилили тренд на гибкие пространства. К примеру, наблюдался повышенный спрос на незакрепленное рабочее место. При этом из-за кризиса и курса на удаленку достаточное количество работодателей спешили уменьшить занимаемую площадь, что подразумевало и уменьшение квадратных метров на человека. Это также внесло свои коррективы в тренды Fit-Out и заставило проектировщиков находить самые гибкие, многофункциональные решения по планировке даже в небольших пространствах.
С другой стороны ковид хорошенько напомнил и о социальной дистанции. Что повлияло на обеспечение этой самой дистанции в общественных и рекреационных местах бизнес-центров. Так проявили себя тренды на «бесконтактные маршруты до рабочего места» и огромные двухсветные лобби.
Кстати, в США вполне нормально, когда премиальный бизнес-центр имеет два лобби. К примеру, на первом и шестом этажах. В российских реалиях такое правило еще не получило распространения. Лишь немногие премиальные новострои могут похвастаться подобным.
Сейчас уже 2024 год. Рынок коммерческой недвижимости восстанавливается: арендные ставки компенсировали стагнацию прошедших пары лет, а вакансия офисных пространств класса "А" крайне низка.
Спрос на Fit-out следует за деловой активностью на рынке недвижимости, и несмотря на высокий спрос со стороны арендаторов, конкуренция между собственниками высока. И уверенно можно сказать, что Fit-out способен сократить срок поиска арендатора и увеличить месячный арендный поток в сравнении с офисами, владельцы которых хотят переложить ремонт на плечи резидентов.
В завершение
Fit-Out – важная часть нашего консьерж-сервиса, которая замыкает реализацию инвестиционной стратегии полного цикла. Для всех предложений WeWall всегда доступна услуга Fir-out.
Почему мы делаем так?
Мы считаем, что Fit-Out-проектирование и отделка под нужды инвестора увеличивают ликвидность актива и уменьшают вероятность просадки по аренде. Ведь обычно при перепродаже выше ценится помещение с отделкой.
Так что если вы хотите увеличить ценность своих активов и вести качественную инвестиционную политику, то рекомендуем вам обращаться к нам за получением не только услуги FIT-OUT, но и общих рекомендаций в рамках предложения WeWall Брокер.
Материалы статьи носят исключительно ознакомительный характер и не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями.
Читайте также
чтобы не пропустить свежие материалы